ТЕППАНЬЯКИ HAUTE COUTURE
Японская кулинарная традиция проста и неизобретательна. Если игнорировать ореол таинственности азиатской культуры, навязанный в свое время европейскими первопроходцами, а в дальнейшем широко разрекламированный и доведенный порой до абсурда, и взглянуть на кухонные обычаи азиатов трезво, то это очевидно. В то время как европейские инженеры изобретали плиты, шкафы и вытяжки, японцы оставались на уровне каменного века. Точнее, века железного. Под красивым и ставшим модным английским словом «teppanyaki» скрывается железный лист (по-японски «tappasaki»), посредством нагрева которого приготавливаются помещенные на него продукты. Нет ничего проще.
На самом деле настоящее японское теппаньяки – это блюдо: жареные кусочки овощей, грибов, а также морепродуктов, которые после обжаривания обмакиваются в соус. Продукты жарятся в большой глубокой сковороде на горелке, которую ставят непосредственно на стол. Блюдо это считается зимним, хорошо согревающим. Примерный аналог такого блюда есть и в китайской кухне, с той разницей, что продукты не жарят, а варят на горелке в котелке. Именно японская кухня на сегодняшний день считается наиболее отвечающей требованиям здорового питания, потому что основная идея японской кухни – сохранение натурального вида и вкуса продуктов, что подразумевает быстрое приготовление, способствующее сохранению максимума витаминов и полезных веществ. Подтверждением этого называют тот факт, что у японцев самая высокая продолжительность жизни в мире.
Вероятно, в этом кроется причина того, что чуждые европейскому менталитету и климату азиатские традиции входят и прочно укореняются в быту европейцев. Впрочем, это тема для отдельной дискуссии. Но факт остается фактом. Вок, пароварка, рисоварка – казалось бы, азиатская тема исчерпана. Как оказалось – нет, и состоятельному потребителю навязывают новый тренд – теппаньяки...
Появлением кухонного устройства «теппаньяки» мы обязаны немецкому дизайнеру и инженеру Паулю Шахту Третьему (Paul Schacht III), дед которого в 1887 году основал в городке Штендаль семейную мануфактуру по производству оснастки для карет, в дальнейшем переросшую в успешное производство кузовов автомобилей и тюнинговое дизайн-бюро. Пауль Шахт Третий известен тем, что внес целый ряд инноваций в автомобильные системы SDC. Продукция этого предприятия уже давно является частью стандартного оборудования автомобилей Mercedes Benz и BMW. Но, помимо того, что Пауль – талантливый инженер и дизайнер, он имеет еще одно увлечение – любит готовить. Вероятно, одинокое стояние у плиты не устраивало общительного немца, что, в конце концов, и привело к созданию бренда «Cook-N-Dine» – первого в мире производителя «листов для жарки».
Продукция «Cook-N-Dine» появилась в Европе более 15 лет назад. Запатентованная идея проста и не лишена изящества. В абсолютно гладкую стальную поверхность встроен нагревательный элемент. При нагреве поверхность слегка прогибается вниз, образуя подобие неглубокой чаши, в которой и приготавливаются продукты. Причем, нагрев осуществляется только в центре поверхности, в так называемой зоне жарки. На расстоянии 10 сантиметров от этой зоны температура ниже в два раза, что позволяет сохранять пищу теплой без каких бы то ни было дополнительных усилий и специального программирования этой функции. Ближе к краям листа сталь не нагревается вовсе.
Остывая, поверхность возвращается к своему первоначальному состоянию и становится идеально плоской и ровной. Встроенная в обеденный стол такая поверхность превращает процесс приготовления в занятную игру, в которой могут принять участие все сидящие за столом.
Концепция «What You See Is What You Get» (что видишь, то и получаешь) имела успех и была запатентована предприимчивым немцем. Сегодня в ассортименте «Cook-N-Dine International» столы-теппаньяки, встраиваемые и соло варочные поверхности самых разнообразных размеров и форм для ресторанов и для дома, в том числе специальная серия «MarinеYaki» – столики-теппаньяки для яхт. Современные модели «Cook-N-Dine» разогреваются – от 50 до 220 градусов менее чем за 2 минуты, и имеют возможность регулирования нагрева.
Идея «Cook-N-Dine» шагнула за пределы профессионального рынка на волне моды на азиатскую кухню. Одной из первых в Европе ее подхватила известная итальянская компания «Joko Domus kitchen», специализирующаяся на производстве эксклюзивной кухонной мебели из натурального дерева. Сегодня в ассортименте этой фирмы большое разнообразие мобильных столиков со встроенной панелью-теппаньяки.
Главным преимуществом данного способа приготовления в первую очередь называют пользу для здоровья, ведь приготовление происходит очень быстро и практически без масла, а также без огня, копоти и т.п. Масло в данном случае можно использовать только в очень малых количествах, потому что иначе оно будет прицельно стрелять в едоков. Для приготовления в самом начале к продуктам нужно добавить немножко воды, ну а далее они будут тушиться и жариться в собственном соку. Жирное мясо без крышки по названной выше причине готовить на такой поверхности не рекомендуется, теппаньяки предназначена в первую очередь для морепродуктов и овощей. Еще одно преимущество – легкость в обслуживании. Чистка листа «нержавейки» при ее устойчивости к механическим повреждениям не вызывает никаких сложностей. А сам внешний вид – массивная металлическая панель – как нельзя лучше отражает модные тенденции в дизайне бытовой техники. В сочетании с удобством, простотой обслуживания, «гламурностью» и высокой стоимостью, теппаньяки имеют блестящие перспективы покорения рынка. Это как нельзя лучше подтверждает прошлогодняя выставка IFA, посетителям которой было представлено сразу несколько вариаций на тему японской плиты-сковородки в виде модулей-домино от ведущих производителей. Практически у каждого уважающего себя бренда появился в ассортименте этот экзотический прибор. Надо заметить, что стальные листы для жарки оснащены в лучших традициях полноценных встраиваемых варочных поверхностей топ-класса. Нагрев в диапазоне 50-250 °C контролируется электроникой, что позволяет выделить и раздельно управлять двумя зонами нагрева, использовать сенсорную панель управления, цифровой дисплей, программируемый таймер, автоматические многоступенчатые системы безопасности, индикацию остаточного тепла и замок от детей. В общем, полный набор функций за 2000 долларов и выше.
«Кратчайший путь в Азию» – такова маркетинговая идея AEG, удостоенная премии Design Award. Две индукционные модели шириной 36 и 58 см с двумя зонами нагрева мощностью 1400 Вт, полный набор функций.
Две модели теппаньяки от ATAG шириной 33 и 60 см мощностью 1700 Вт.
Серия популярных встраиваемых модулей «Vario» от Gaggenau пополнилась панелью-теппаньяки. Эта модель предусмотрительно оснащена крышкой.
Модули домино от DeDietrich с нагревом до 270 °C.