По Европе на поезде что нужно знать об особенностях путешествия и покупке билетов
Как-то так совпало, что за последние пару недель несколько человек – клиенты, знакомые, пишущие мне вопросы на почту – заводили речь о путешествии по Европе на поезде. Или просили подобрать для них вариант, или просто интересовались особенностями поездок на поезде в Европе. А особенности, действительно, есть. Мы привыкли к РЖД и к простоте услуги: выбрал поезд, который едет в нужном направлении – выбрал подходящий по цене билет – купил и поехал. В Европе же все несколько сложнее – есть разные типы поездов, разные виды проездных, льготы и спецпредложения.
Конечно, в одной статье обо всем не напишешь, у каждой страны есть своя специфика. Я пишу на основе своего опыта. А неплохо знаю я железные дороги Германии – DBahn, железные дороги Испании – Renfe, железные дороги Австрии, железные дороги Франции, железные дороги Чехии и железные дороги Финляндии. Конечно, в каждой стране есть своя специфика, свои названия поездов, но много и общего.
Все многообразие поездов, которое есть в Европе, можно свести к нескольким типам:
Электрички (но слово-то наше, а на месте они называются таки “поезда” – локальные, местные, в Германии и Австрии S-Bahn). Они входят в систему городского транспорта крупных городов и городских агломераций – Барселона, Дюссельдорф, Мюнхен и т.д. И, покупая проездной на городской транспорт или sity card, Вы имеете возможность ездить в том числе на этих электричках. Трудность для нас в том, что нередко существует зональный принцип оплаты – если ты едешь в пределах города, то тебе достаточно заплатить одну сумму или воспользоваться проездным, но если выезжаете за пределы зоны, то нужна еще дополнительная оплата билетов.
Особенность еще и в том, что такие поезда часто интегрированы в систему городского метро, станции – одни и те же, поэтому можно поначалу не разобраться. Но на самом деле все не так сложно, как правило, есть отличная навигация и пояснения на самих станциях. Можно и заранее прочитать о транспортной системе – информация обычно есть на городских сайтах, а в крупных городах, как правило, есть отдельный “транспортный” сайт.
2. Поезда 2 класса. Речь идет о междугородних поездах, но которые, как говорится, останавливаются “у каждого столба”. То есть по Российским реалиям это тоже электрички :) Называются они в разных странах по-разному, но часто фигурирует слово REGIONAL, в Германии и Австрии R-Bahn.
В эти поезда можно купить обычный билет – от станции к станции, на определенное время. Или билет без привязки ко времени, по которому можно ехать в выбранном направлении в любое время в течение дня. Иногда предлагаются оба варианта и тогда билет на конкретное время дешевле.
Но самое интересное – на эти поезда уже действуют разнообразные проездные, семейные и групповые билеты. Больше всего таких билетов в Германии.
Например, крайне удобный билет выходного дня в Германии (Schönes-Wochenende-Ticket), по которому можно ездить до 5 человек в любом направлении за 40 евро сутки (даже больше – до 3 часов ночи). Или менее известный билет буднего дня, который стоит 42 евро на человека, но каждый следующий (до 5 человек) едет за 6 евро. Действует такой билет тоже сутки. Можно таким образом хоть весь день в поездах провести.
Кроме того, есть Баварский билет. Есть билет по Саксонии и Чехии. Есть дневные билеты в Испании. Есть билет выходного дня в Австрии. И так далее, и так далее.
Принцип у них тот же – любые переезды в течение дня. Если Вы избираете такой способ путешествия, самое главное – составить маршрут. Потому что между отдаленными населенными пунктами Вам не удастся проехать напрямую, всегда будут пересадки. Кстати, это само по себе увлекательно – вы попадаете в город, в который быть может, не приехали бы целенаправленно и можете погулять часок между поездами в новом для себя месте.
3. Междугородние поезда. Intercity – обычное название. В Испании – AVE. Они дороже, едут с меньшим количеством остановок, а значит – быстрее. Система покупки билетов несколько схожа с покупкой авиабилета – есть разные классы (первый и второй), есть разные тарифы – с возможностью полного или частичного возврата денег в случае отказа от поездки, есть скидки, если Вы покупаете путешествие туда и обратно и т.д.
4. Скоростные поезда. Ездят действительно быстро. Европейцы очень гордятся системой скоростных поездов и дают им красивые имена: Pendolino в Финляндии, Arco в Испании, TGV во Франции.
Покупая билет в междугородний поезд нужно иметь ввиду, что иногда нужно отдельно забронировать место, если едет с вами велосипед – место для велосипеда. Отдельная история – ночные поезда. В них, помимо покупки билета, бронируется (при необходимости) спальное место.
Кроме покупки билетов, можно покупать разные виды проездных. Они бывают как национальные (в рамках одной страны), так и общеевропейские. Есть две системы проездных Interrail и Eurail. Принцип у них одинаков: покупая проездной, вы выбираете сочетание продолжительности действия (на месяц, например) и количество дней путешествия в течение этого срока (например, 10 дней в течение 2 месяцев).
Такой проездной может здорово сэкономить деньги, если Вы планируете большое путешествие. Нужно только помнить, что он дает право переезда в определенном направлении, но не место в поезде. Проще говоря, купив проездной, место на конкрентный поезд Вы все равно должны бронировать.
И наконец, у каждого перевозчика всегда есть специальные тарифы и спецпредложения. Специальные тарифы, как правило, предусмотрены для семей с детьми, групп, молодых и пожилых пассажиров.
Специальные предложения бывают интересны именно для туристов и обычно касаются каких-то маршрутов. Постоянно что-то интересное есть у TGV и у Австрийских железных дорог. Например, еще пару недель назад у TGV было специальное предложение на поезда в Прованс – Париж-Авиньон за 20 евро. Сейчас я его не нахожу – закончилось, видимо.
Кроме того, всегда можно найти спецпредложения по комбинированным билетам: билет на поезд + билет в какой-то музей или на какое-то культурное событие с существенной скидкой на оба билета. Таких спецпредложений много всегда.