ПАРК ДЕТИНЕЦ И СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ – ДРЕВНЕЙШИЙ, ИЗ СОХРАНИВШИХСЯ НА КИЕВСКОЙ РУСИ
Рубрика: путешествия
Категории: достопримечательности Чернигова
Вернувшись на Красную площадь, продолжим прогулку по проспекту Мира - бывшей Шоссейной улице. На месте здания, в котором ныне располагается пиццерия «Челентано», около двухсот лет назад появился трактир «Царьград» с номерами для проезжающих. Здесь останавливались все именитые гости старого Чернигова, начиная с Александра Пушкина. Миновав красивое здание бывшего Николаевского епархиального братства (1911-1912 гг.. ныне Черниговская филармония), мы выходим к городскому парку, раскинувшемуся на территории древнего Детинца.
Парк впервые появился здесь в 1845 г., а с 1964 г. он носит имя Михаила Коцюбинского (1864-1913) - выдающегося украинского писателя, жившего в Чернигове с 1898 г. до самой смерти. На территории парка находится историко-архитектурный заповедник «Чернигов древний».
Слово «детинец» происходит от глагола «деться»: укрепленная княжеская резиденция была тем местом, куда в случае опасности могли деться (укрыться) жители города. Валы Детинца кольцом окружали вершину высокого холма на берегу Десны. После того как укрепления были срыты в начале XIX в.. память о них сохранилась в названии бульвара Вал, идущего вокруг парка. Отсюда открываются замечательные виды на реку и соседнюю барочную Екатерининскую церковь, построенную в 1715 г. Она стоит на месте храма времен Киевской Руси. Екатерининская церковь - памятник черниговским казакам, отличившимся в Азовском походе 1696 г. Именно они первыми ворвались на стены турецкой крепости. Созидателем храма стал внук командира казаков полковника Якова Лизогуба - генеральный обозный Яков Ефимович Лизогуб.
Вдоль Вала в начале XX в. были установлены 12 старинных пушек на железных крепостных лафетах времен Крымской войны, подаренных городу военным ведомством. В Чернигове можно услышать о тринадцати пушках, однако не пытайтесь искать недостающее орудие - это шутка: у «тринадцатой пушки на Валу» черниговские девушки назначают свидания нежелательным ухажерам. Неподалеку от пушек можно увидеть памятник Тарасу Шевченко, который в Чернигове сильно отличается от своего хрестоматийного образа: скульптор Владимир Чепелык изобразит его молодым художником с папкой рисунков в руках.
Памятник установлен в самой высокой точке Детинца - некоторые историки предполагают, что некогда здесь находилось языческое капище древних славян. Точно известно, что в XVI в. здесь находился замок, связанный с Деснянской поймой подземным ходом.
Дойдя до конца Вала, мы спускаемся в парк. Попутно можно взглянуть на синее здание речного вокзала. Слободка по соседству с ним носит неожиданное название Кавказ: в былые времена здесь жили то ли ветераны Кавказских войн, то ли пленные черкесы.
Тайна мазепинского клада.
А прямо перед нами среди деревьев Детинца притаится старинный Дом полковой канцелярии (конец XVII в.), который чаще называют – «Домом Лизогуба» в честь былого хозяина-полковника.
Впрочем, одна из черниговских легенд связывает здание с именем Ивана Мазепы, который якобы зарыл в его подвалах клад золота, а в покоях поселил свою возлюбленную - юную Мотрю Кочубей. Мать прокляла девушку, сбежавшую из родительского дома в объятия старого гетмана. После смерти Мотри ее душа стала являться перепуганным прохожим у стен старого дома в ночь на Успение Богородицы (15 августа по старому стилю). Призрак жалобно умоляет каждого встречного перекрестить ее, обещая взамен раскрыть тайну мазепинского клада. Желающих до сих пор не нашлось: материнское проклятие. тяготеющее над несчастной Мотрей. внушает людям непреодолимый ужас.
Собор Спаса Преображения.
Главная достопримечательность Детинца - величественный собор Спаса Преображения. Его заложил в 1024 г. князь Мстислав Удалой - сын равноапостольного крестителя Руси. В 1036 г. князь умер, к этому времени стены собора возвышались примерно на 5 м. По всей видимости, честь завершения храма принадлежит брату Мстислава - Ярославу Мудрому. Взгляните внимательнее - перед вами древнейший из сохранившихся храмов Киевской Руси.
Историки архитектуры считают, что Спасо-Преображенский собор больше всего напоминает киевскую церковь Богородицы Десятинной. Длина собора - 27 метров при 19 метрах ширины. Фасад здания украшают две круглые башни, увенчанные несвойственными русскому зодчеству остроконечными шпилями. Левую башню построили древние строители: в ней скрывается винтовая лестница, ведущая на соборные хоры. Правую добавили - для симметрии после страшного пожара 1756 г. Интересно, что левая башня представляет собой огромные солнечные часы, где окна - деления - циферблата. По тому, в какое окно проникали солнечные лучи, клирики собора могли определять время с точностью до пяти минут!
Войдем под своды собора. Три полутемных нефа завершаются полукружиями апсид. Массивные столпы скрывают белокаменные колонны с коринфскими капителями, вырезанные древними мастерами. Одну из капителей, освобожденную от позднейших наслоений. можно увидеть в северном (левом) нефе храма. Справа от входа внимание привлекает массивная рака-оссуарий. содержащая частицы мощей многочисленных святых. Древние фрески Спасо-Преображенского собора, увы, были полностью уничтожены пожаром и переписаны заново. Не сохранился и древний пол храма, сделанный из шиферных плит, инкрустированных цветной смальтой.
Борисоглебский собор.
Если храм Спаса Преображения передан церкви, то соседний Борисоглебский собор пока сохраняет музейный статус (работает с 9.00 до 17.00, по пятницам до 16.00. без выходных, вход 4 гр.. фотосъемка 10 гр.). Одноглавый собор был построен в 1120-1123 гг. на фундаменте церкви XI столетия. В 1627 г. храм был передан монахам доминиканского ордена и более 30 лет служил католическим костелом, однако в 1629 г. был возвращен православным.
Во время Великой Отечественной войны собор горел и был частично разрушен. В 1952-1958 гг. команда реставраторов под началом украинского архитектора Николая Холостенко восстановила храм в формах XII в. При этом была разобрана колокольня, пристроенная к собору в 1672 г. Заглянув в храм, вы увидите раскопанные остатки полов XII столетия и резные столпы с изображениями Семаргла - мифического крылатого зверя с головой собаки. Тело чудища опоясано лозой, символизирующей Древо жизни. Прекрасны Царские врата, выкованные из серебра по заказу полкового судьи Карпа Мокриевича около 1700 г.
По преданию, во время строительства здания Коллегиума, стоящего по соседству с Борисоглебским собором, в земле были найдены два серебряных языческих идола, которые и дали драгоценный металл для врат. Кстати, клады в древнем Чернигове - не редкость. Только на территории Детинца за сто с небольшим лет - с 1883 по 1985 гг. - были сделаны четыре подобные находки.
Борисоглебский собор служил местом погребения черниговских епископов. Сейчас в левом атгарном приделе можно увидеть могилу владыки Лазаря (в миру Баранович 1620-1693) - богослова, писателя и поэта. В правом приделе стоит рака святого Феодосия Углицкого (1636-1696). К волжскому городу Угличу он отношения не имеет - просто родители этого урожденного шляхтича носили фамилию Углицкие. Имя Феодосий угодник принял при пострижении в монахи в 1651 г.
В 1664 г. Феодосий стал игуменом Выдубицкого монастыря, спустя 14 лет был объявлен соправителем митрополита Киевского, а последние четыре года был архиепископом в Чернигове. После смерти владыки на его могиле стали происходить чудеса исцеления Так. здесь сумел избавиться от недуга Иоанн Максимович - будущий св. Иоанн Тобольский. В XVIII в. в Чернигове сложилась традиция ежегодного поклонения мощам Феодосия. В 1824 г. очередной исцеленный - купец Горбунов - заказал для них богато украшенную раку.
В 1857 г. праху архиерея поклонился император Александр II. Несмотря на свою популярность, владыка Феодосий был канонизирован только в 1896 г. После этого мощи были перенесены в Спасо-Преображенский собор и помещены в новую серебряную раку, созданную по эскизам Адриана Прахова. В 1921 г. мощи были изъяты властями и отправлены для исследования в Ленинград - именно это обстоятельство спасло их от уничтожения во время войны. В конце 1940-х гг. рака с мощами вернулась на свое законное место, во время хрущевских гонений на церковь угодила в музейные закрома, однако в 1984 г. стала святыней храма Святых Бориса и Глеба.
Коллегиум и другие достопримечательности парка.
Здание черниговского Коллегиума - самое высокое сооружение Детинца. Еще в XVI в. здесь появились каменные кельи причетников Борисоглебского собора - остатки этого здания в конце следующего столетия вошли в состав Коллегиума. Двухъярусная восьмигранная башня была закончена в 1702 г. - в ней разместились звонница и церковь Иоанна Богослова. Ныне здесь можно увидеть выставки «Искусство Черниговщины конца XVII - начала XIX в.» (режим работы 9.00-17.00. без выходных. 4 гр.) и «Чернигов и черниговцы сто лет назад» (9.00-17.00. без выходных, вход 2 гр.)
Полюбовавшись древнейшими памятниками Детинца, пройдем в глубь парка. Розовое здание с шестиколонним классическим портиком - бывший Дом архиепископа, построенный в 1780 г. Неподалеку от него 26 сентября (9 октября) 1900 г. был открыт памятник А.С. Пушкину - первый черниговский монумент. Его спроектировал местный энтузиаст Г.А. Коваленко, а бронзовый бюст поэта отлили по готовой модели на петербургском заводе Шарля Берто.
От Пушкина рукой подать до старинной Гимназической площади, где находятся два музея - исторический и художественный. Черниговский исторический музей им. В.В. Тарновского (ул. Горького. 4. тел.: +38-04622-74463. Расписание работы с 9.00 до 17.00. суббота-воскресенье 10.00-18.00. выходной - четверг, вход 5 гр.) расположится в бывшем доме губернатора, построенном в 1808-1821 гг. по типовому проекту архитектора Андреяна Захарова (1761-1811).
Это один из старейших музеев Украины, чья история тесно связана с именем Василия Тарновского (1839-1899). Это имя нам уже приходилось слышать в Кане не - именно Тарновскому Украина обязана сохранением могилы Тараса Шевченко. Не испытывая недостатка в средствах. Тарковский собрал в своем имении Качановка (см. ниже) огромную коллекцию исторических реликвий, среди которых особое место занимали рукописи и рисунки Шевченко. дружившего с отцом Василия Васильевича «Шевченковский фонд» Тарновского впоследствии стал основой Национального музея Кобзаря в Киеве, а прочие редкости незадолго до смерти мецената были презентованы им черниговской городской Думе.
В 1902 г. состоялось торжественное открытие Музея черниговских древностей. Первое здание музея, построенное в 1900-1901 гг.. до сих пор можно увидеть на улице Шевченко (№ 63) - ныне там находится юношеская библиотека. В советское время музей сменил адрес и с тех пор находится в Детинце. Среди экспонатов стоит обратить внимание на сруб колодца X в.. найденный археологами при раскопках древнеславянского городища Шумлай в 1991 г., полюбоваться картиной Николая Самокиша (1860-1944) «Бой Максима Кривоноса с Иеремией Вишневецким», а также взглянуть на авторскую модель знаменитого памятника Б. Хмельницкому в Киеве, созданную в 1868-1870 гг. Модель поможет получить представление о том, как монумент выглядел на раннем этапе проектирования.
В залах, посвященных более близкой нам эпохе истории города, также можно найти немало интересного. К примеру, вам попадется на глаза курьезное объявление, данное в конце XIX в. в местной газете историком Владимиром Перетцем: «Г-на Вора, вечером 1 августа похитившего из дворянского пансиона желтый кожаный саквояж, прошу вернуть мне ненужные для него книги и рукописи, прочее же прошу оставить себе на память. Проф. Киевского университета Влад. Ник. Перетц».
Черниговский художественный музей (ул. Горького. 6. тел.: +38-04622-72715. Режим работы с 10.00 до 18.00. кроме понедельника, вход 5 гр.) был создан в 1983 г. на основе художественного отдела исторического музея. Занимает здание бывшей женской гимназии, построенное в 1899 г. по типовому проекту.
Коллекция музея насчитывает около 4 тысяч экспонатов, в том числе живописные работы Хендринка Тер-Брюггена «Концерт» (1626 г.), Иоганна Рауха «Неаполитанский залив» (1648 г.), Якоба Рооса «Воспитание Амура» (1683 г.), Микеле Скьявоне «Коронование Эсфири» (XVII в.). Гюбера Робера «Пейзаж с руинами» (XVIII в.). Эрнеста Мейссонье «Любитель живописи» (XIX в.). Карла X. Фогеля «Анна Болейн» (XIX в.). произведения неизвестных художников Италии. Голландии. Фландрии. Германии и других европейских стран. Здесь можно найти полотна русских и украинских художников XVII-XIX вв. - в том числе К.С. Павлова. И.И. Соколова, А.Я. Волоскова. Л.Ф. Лагорио. М.К. Клодта, М.М. Антокольского и других.