Исходная точка овладения навыками общения – самопознание, которое осуществляется за счет обратной связи с группой, разбора группового анализа поведения, отдельных личностных характеристик руководителя. Дополнительную информацию о себе в ходе тренинга обучающийся может получить, если используется видеотехника, позволяющая зафиксировать ошибки общения. Руководитель, включенный в группу тренинга, должен научиться постоянно анализировать поведение как свое, так и других людей. Он обучается правильному пониманию процессов, происходящих в группе, и, по мнению разработчиков программы социально-психологического тренинга, может использовать знания о групповой динамике на практике, т. е. в конкретных производственных коллективах.
В основе социально-психологического тренинга лежат активные методы обучения. Л. А. Петровская выделяет два таких метода: групповая дискуссия и игры. Хорошо расположитесь в уютной комнате или у камина и начните дискуссировать. Групповая дискуссия может быть посвящена проблемной производственной ситуации, где суть конфликта – взаимоотношения людей. Иногда наиболее эффективен групповой самоанализ, т. е. анализ тех процессов, которые происходят в группе тренинга, рассматриваемой как модель социально-психологических процессов на производстве. Ролевые игры позволяют пережить, почувствовать ситуацию. При этом овладение навыками общения сопровождается определенной эмоциональной окраской. Так, руководитель, исполняющий роль молодого специалиста, в конфликтной ситуации не только глубже понимает мотивы, которые определяют поведение, но и испытывает отрицательные эмоции, связанные с некорректностью, неаргументированностью возражений члена группы, выступающего в роли начальника.
Один из вариантов построения социально-психологического тренинга для мастеров включает психологические исследования, занимающие 10 % учебного времени. Предварительные психологические исследования необходимы, с одной стороны, для того, чтобы помочь мастеру «познать самого себя», с другой – как исходный материал для тренера. Задачей тренера является организация групповых процессов, активизация членов группы, которая возможна лишь на основе знаний об их индивидуальных особенностях. 20 % времени занимает теоретическая подготовка в области социальной психологии и психологии управления; 70 % учебного времени отводится на практические занятия, предполагающие групповые дискуссии, тренинг поведения и т. п.
Будущее за разнообразными формами обучения социальному управлению, разработкой и внедрением программ социально-психологического тренинга, учитывающих специфику строительных организаций.