Дворец изящных искусств главный суперсайт Мехико
Дворец изящных искусств (Palacio de Bellas Artes) — «суперсайт», а по отдельным деталям тянет даже на «мегасайт». Строили его долго (1904— 32). Начинал итальянец Адамо Боари, но был вынужден прекратить работу, поскольку грянула революция. К тому же здание стало оседать (на целых 4 метра), и пришлось потом, уже в 1920-х годах, мексиканцам Марискалю и Муньосу корректировать первоначальный замысел. Внешне это пышный театр европейского образца — каррарский мрамор на фасаде и четыре крылатых коня на площадке перед входом.
Главное, однако, внутри — все фойе, лестницы и стены вкривь и вкось расписаны муралями. Трудились ВСЕ: Ривера, Сикейрос, Ороско и самый звездатый из их последователей Руфино Тамайо. Наслаждаться видом на мураль Тамайо под названием «Рождение Нации» можно, обедая в «Cafe del Palacio» на первом этаже театра (в среднем за $ 10). Ороско написал фреску «Катарсис», которая занимает почти всю стену первого этажа и посвящена демократии и пыткам Куаутемока. Главный же хит — фреска Риверы под названием «Человек. Контроль. Вселенная», узнаваемая по монструозному Человеку-Пропеллеру, выглядящему почти как Терминатор. С фреской связана скандальная история. Дело в том, что в 1933 году Риверу пригласили расписать рокфеллеровский центр в Нью-Йорке. Ривера согласился, взял деньги вперед и расписал. Расписал, простебавшись над работодателем Рокфеллером на славу — слева от Человека-Пропеллера капиталисты в карты играют, курят и бухают, в то время как насос высасывает для них все богатства земли-матушки, а справа — отряд рабочих всех рас во главе с Лениным в светлое будущее идет широким шагом.
Слева — великая депрессия, а справа — коллективизация и индустриализация. Скандал был жуткий, Рокфеллер упрашивал Риверу: «Ну убери ты хоть Ленина, елки-палки, люди ведь меня не поймут!» Но Диего уперся как баран и не стал ничего менять. А что — денежки-то уже получены были! Короче, Рокфеллер приказал стену разрушить, а Ривера не стал расстраиваться и нарисовал мураль еще раз. У себя дома, в Мехико, в фойе Дворца изящных искусств Абсолютным мегасайтом является театральный занавес. Он сделан из миллионов кусочков цветного стекла в студии Тиффани в Нью-Йорке по проекту художника Херардо Мурильо по прозвищу «Доктор Атль». На занавесе изображена долина с двумя вулканами на горизонте — классический вид, открывающийся из Мехико. Сейчас, кстати, это случается только по большим праздникам — виной тому чудовищный смог. Описывать впечатления от театрального зала сложно, надо быть и видеть.
Тем, кто это сделал — как говорится, полный «зачет». На верхнем этаже расположен национальный музей архитектуры (фотографии архитекторов, отметившихся в Мехико, модели зданий, документы). Но зся эта музейная пыль интересна только самому пытливому туристу. Другое дело — спектакли (по воскресеньям в 17.00, по вторникам и четвергам в 20.00). Оперный сезон длится восемь месяцев, но опера в Мексике — жанр не слишком популярный, и поэтому основные партии ноют зарубежные солисты-«легионеры». Гораздо популярнее «Ballet Folclorico» — нечто среднее между ансамблем Игоря Моисеева и бродвейским представлением с мексиканской спецификой. Цена билета на балет колеблется в диапазоне $20-35 (зависит от мест). Вход во дворец для осмотра муралей и театрального зала стоит $3.